Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 08:05

Персональный сайт Ермолаевой Светланы Викторовны

Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Воспитательный ресурс в обучении младших школьников

Воспитание  души ребёнка – создание основы всех ценностей будущего взрослого человека…»

     В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране, общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, против своей истории, свободы, против самого себя.  С экранов телевизора, буквально лавиной,  несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы, уже сами, не замечая того, привыкаем к сленговой речи, а чтению классики, увы, отдаём предпочтение лёгкому чтиву, основной частью которого являются однотипные детективы. Мы смеёмся над глупыми шутками, и считаем, что это и есть юмор. Мы закрылись в свои мирки и, практически, не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде, или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само.

  Я не случайно начала своё выступление с этой быть может, мрачной картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

  Мы, взрослые, должны обратиться к душе ребёнка. Конечно же, в первую очередь, это касается родителей, но трезво оценивая настоящую действительность, мы признаем, что школа в большинстве случаев остаётся едва ли не единственным звеном в воспитании ребёнка, как одухотворенной, всесторонне развитой личности, уважающей свою историю, народ, бытность, а значит и самого себя. И, именно её урок, несмотря на все масштабные изменения, происходящие сейчас в образовании, при активном поиске повышения качества образования и уровня воспитанности ребёнка был и остаётся  мастерской творения будущей личности. В распоряжении учителя 45 минут, всего лишь короткий миг жизни, а как много надо успеть сделать: открыть перед каждым сидящим перед тобой мир знаний, увлечь, увести за собой, научить мыслить, творить, и вместе с тем, прививать всё самое лучшее, учить доброте и милосердию, любви к Родине и своему народу, природе.

Любой урок в первую очередь - это место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На нём дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, учителя,  сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроке дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

На нём мы учим детей почувствовать коллектив как целое, учим их дорожить его интересами, учим заботиться о каждом своём товарище, знать об условиях, в которых он живёт, способствовать его хорошему самочувствию, удовлетворению его интересов и развитию способностей. В результате этой работы ребёнок должен чувствовать себя в коллективе защищённым от несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу.

  Сегодня мы собрались с вами здесь не только для того, чтобы ещё раз услышать сухие, научные, если хотите, назидательные фразы о взаимосвязи процессов обучения и воспитания и слова, известные, пожалуй, каждому из присутствующих здесь: «нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания». Сегодня мы хотели бы поговорить о существующих методах работы по воспитанию ребёнка в процессе его обучения.

  Думаю, каждый из вас не раз отмечал, что современные учебники содержат скудный, малоэмоциональный материал, многие упражнения и тексты направлены лишь на обучение каким-либо правилам, но никак не затрагивают эмоциональную, духовную часть, и оказывают поучительное, наставляющее влияние на формирование личности ребёнка в малой степени. Так, например, из учебников практически исключены рассказы о подвиге народа в различные исторические эпохи, тогда как, если вы помните, учебники, по которым учились и воспитывались мы, содержали большое количество материала о людях труда, о военных подвигах. К сожалению, поучительные рассказы Льва Толстого, Ушинского, Осеевой заменены на маловпечатляющие произведения наших современников, где героями являются вымышленные существа. Конечно же, и они могут нести воспитывающий характер, но согласитесь, что произведение, в котором реальные люди проживают свою реальную жизнь, полную забот, тревог уводят нас за собой в реальный мир, а никак не в мир фантастики.

    Впервые столкнувшись с этой проблемой, я уже не рассчитываю лишь на поддержку обучения моих учеников только материалом, предлагаемым в учебной литературе. Материал для своих уроков я стараюсь подбирать из различных источников. Забытые произведения классиков вновь оживают на моих уроках. Изучая и разбирая с детьми предложенное произведение для меня важны не только грамотность чтения, письма, воспроизведения прочитанного или услышанного, но мне важна эмоциональная сторона, поэтому основными вопросами я считаю «Почему поступил так герой? Какие чувства он испытывал при этом? В чём прав и в чём не прав? Как ты думаешь, поступаешь ли ты так в жизни? Если да, то объясни почему».

  Вместе с тем, для меня важно как подать материал, поэтому я активно использую ИКТ в форме презентаций, некоторые из которых я представлю вашему вниманию. Использование презентаций позволяет мне вывести иллюстративный материал на экран, подбирая его  так, чтобы он вызывал какие-либо чувства ребёнка: будь то чувства прекрасного или безобразного, чувства радости или скорби, добра или зла.

Слайд № 3

Так, например, рассказ о переводе старушки через дорогу подкрепляется фотографией старенькой одинокой бабушки, вызывающей жалость, взглянув на которую хочется помочь ей. Я обязательно заостряю внимание детей на том, что на месте этой старушки могла бы оказаться ваша соседка, которая живёт рядом и о которой вы, быть может, совсем и не знаете, потому что никогда не задумывались, что кто-то живёт в надежде на помощь.

 «Оглянитесь вокруг, вдруг вашей помощи ждёт кто-то ближний?»

 Если  сегодня не открыть перед ребёнком, такие простые на первый взгляд истины, то что будет завтра? Быть может то же, что и в поразившем и всколыхнувшем всю Россию видеоролике об избиении подростками пожилого учителя?

  А не задумывались ли вы над тем, что вот такое же жестокое или безразличное  отношение могут встретить и родители. Как часто сегодня можно услышать жалобы матери о недостаточном внимании к ней со стороны ребёнка. Поэтому на своих уроках я часто затрагиваю эту трепетную тему роли матери в жизни ребёнка и их взаимоотношениях. Ведь сегодня передо мной дети, а завтра – родители.

Так, например, для одного из своих уроков, посвящённых теме матери я создала фильм, который представляю вашему вниманию.

Слайд №4  

Однажды ребенок за день своего рождения спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

-я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю язык?

- ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- А зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь звать его «мама».

  Задача этого фильма – донесение до сознания ребёнка, что мама – это святое, одно единственное и навсегда, данное нам однажды свыше.

И если после этого, ребёнок сможет ответить на вопрос, прозвучавший в предложенном далее рассказе (Слайд № 5), то можно быть уверенным, что цель урока достигнута, он проник в душу ребёнка.

Слайд №6 

Со своими учениками я изучаю культуру своего народа, а изучение других культур позволяет знакомить младших школьников с традициями, культурой и обычаями народов мира. В этом я вижу  профилактику экстремизма, воспитание умения жить рядом с людьми другой национальности, что сейчас очень актуально.

  Так, например, на уроке  трудового обучения по теме: «Русская матрёшка. Изготовление аппликации», я параллельно знакомлю детей с двумя различными культурами: России и Японии, в частности, я  провела работу по ознакомлению детей с названием, разнообразием, особенностями оформления деревянных игрушек в этих двух соседствующих странах. Работа по слайду сопровождается рассказом учителя. Сначала мы попадаем на японский базар и видим, огромное количество национальных игрушек. Но нас интересует деревянная кукла, которая появляется по клику мышки. Рассматриваем ее, сопровождая рассказом из истории возникновения этой игрушки. Из рассказа дети узнают название японской деревянной игрушки, которое появляется по клику мышки. Далее проводится работа по определению основных характерных особенностей для этой игрушки.  На картинках хорошо определяются основные характеристики игрушек – одежда, узоры, используемые краски.  

Далее я предложила детям  рассмотреть  матрешек из разных городов России, провела подготовительную работу, целью которой, являлась исследовательская работа по теме «Русская матрешка», а также настрой детей на познавательную активность, поддержание интереса в течение всего урока. Детям был открыт маршрут путешествия.  В каждом из посещаемых городов дети узнавали особенности русской деревянной  игрушки.

 

Хочу обратить ваше внимание на  народную педагогику. Почему именно она? Да что как ни пословицы и поговорки могут служить прекрасным средством воспитания и развития младших школьников! У кого есть ответ на все случаи жизни – и когда у тебя горе, и когда радость? Молод ты, стар, болен, здоров, двойку в школе получил, о делах своих задумался – на всякое переживание, на любую новость сразу отзовется, даст разумный совет, наставление, утешит и развеселит пословица.

Пословицы и поговорки могут быть использованы, во-первых, на начальном этапе урока русского языка или чтения, в качестве так называемой разминки, с помощью которой я настраиваю детей на работу, активизируя их мыслительную деятельность. Предлагая пословицу, я преследую как обучающую и развивающую цель, так и воспитывающую, направленную на формирование различных нравственных качеств. Приведу примеры заданий, применяемых мною.

Вниманию детей предлагается начало пословицы и три варианта её концовки. Задача – восстановить исходный текст. Слайд №8

 

Следующий вариант  задания – неизменный атрибут любого моего урока, т.к. оно, в первую очередь, направленно на развитие логического и образного мышления ребёнка, развитие понимания смысла пословицы, которое ведёт к развитию нравственных качеств человека либо носит поучающий или быть может, назидательный характер. Приведу пример такого задания.

Из следующих пословиц путём рассуждений  исключить «лишнюю». Слайд №9

Или узнать пословицу по её описанию Слайд №10

 

После работы с пословицами обязательно задаю вопросы: «А по твоему мнению можно ли отнести эту пословицу к тебе? Всегда ли ты поступаешь так?»

   Часто мы говорим детям о нравственных качествах человека, но не задумываемся  над тем, а готовы ли дети называть их, знакомы ли они с ними. На своих уроках я часто затрагиваю эту тему. Например, при изучении темы: «Имя прилагательное» Слайд № 10 детям предлагаются имена прилагательные, характеризующие человека, которые они должны разделить на две группы: прилагательные, характеризующие возраст человека, и прилагательные, характеризующие качества характера человека.  В данном задании я не только решаю задачи обучения, но и воспитания.   Опять таки, я прошу детей обратить как бы примерить эти качества ни себя: «А какие из них вы могли бы отнести к себе? Почему вы так решили?»

Важно, чтобы ребята могли не только знать и называть качества, но и как люди, проживающие в социуме, могли определять по лицам людей вероятно присущие им качества характера.

Так, после прочтения рассказа Слайд № 11 я предложила детям соотнести главную героини с лицами девочек и Слайд №12 письменно ответить на вопросы.

И, конечно же, воспитание своих учеников я не вижу без привития любви к прекрасному. Первое, что делаю в этом направлении – это знакомлю детей с родной природой. Не она ли есть прекрасное! Природа – это могущественный источник, из которого человек черпает многие знания и впечатления. Природа – великий учитель! Мы рождены природой, и поэтому имеем связь с ней. Но нужно иметь ещё и чуткую душу, внимательный глаз, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.  Этому я учу детей на всех уроках. Все рассказы о природе я обязательно подкрепляю презентациями, музыкой классиков, изучением картин великих живописцев. Я учу детей не только видеть прекрасное, но и слышать его. И слышать его не только, находясь в лесу или поле,  но и в душе, так как слышали его музыканты, живописцы, поэты. Описание какого-либо уголка природы я неизменно связываю с их произведениями. Например, на уроке «В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость…» я применила сочетание музыки Чайковского, поэзии Евтушенко

(Лежал глубокий он и чистый

Со всею мягкой простотой,

Он был застенчиво пушистым,

И был уверенно густой

Он лёг на землю и на крыши,

Всех белизною поразив,

И был действительно он пышен,

И был действительно красив.

Лежал он, свежий и блестящий,

И каждый был им ослеплён.

Он был тот самый. Настоящий.

Его мы ждали. Выпал он.),

а также живописи – картины Пластова А.А. «Первый снег»… Такие уроки являются уроками вопросов и сомнений, уроками озарений и волнующих открытий. Важным итогом и показателем того, что урок проник в душу ребёнка, для меня является то, что эмоции детей, пережитые во время такого урока должны вылиться наружу, и найти своё отражение в творчестве. Творчество ребёнка – это рождение в его внутреннем мире желания созидать, сочинять, творить новое.

Можно бы многое сказать о воспитании патриотизма, чувства долга и чести, о любви к Родине, своему народу, своей истории, о развитии экологической культуры, которые я стараюсь внести в каждый свой урок. Рассматривая уроки с точки зрения воспитания, ясно одно - в этом отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Вот только как, с помощью каких средств будут достигнуты цели в обучении и воспитании подрастающего поколения решать каждому педагогу самому. Но и помнить о том, что «что сегодня мы заложим в сердца и души наших детей, с тем мы и вступим в будущее» нужно каждому педагогу.

Своё выступление я хотела бы закончить словами: «Святая миссия наша - сделать сердце ребенка, живым, горячим, страстным, не слепым, а умным и зрячим, открытым для радости и возмущения, для всех благородных человеческих переживаний, умеющим радоваться и возмущаться, сострадать и помогать».

  Творческих Вам успехов!

Категория: Мои статьи | Добавил: ermolaeva1 (12.04.2011)
Просмотров: 1420 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz